Опубликовано: 23.12.2017

Дамба как комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Постараемся ответить на вопросы: В чем причина наводнений, происходивших в Санкт-Петербурге? Для чего построена защитная дамба на Финском заливе? Как она устроена?

Для ответа на первый вопрос необходимо обратится к истории Санкт-Петербурга.

Подъем уровня воды реки Невы напрямую зависит от силы западного ветра. Подъем уровня заключается не в сдерживающей силе ветра, влияющей не на скорость течения реки, а в подпоре воды реки Невы. Противодействующей поток образуется в результате набегающих волн с Балтики, идущих навстречу основному течению.

Для борьбы с частыми наводнениями в Санкт-Петербурге предпринимались различные меры. Насыпался грунт на затопляемых территориях островов города. Берега Невы отсыпались и укреплялись гранитными набережными - защитными дамбами. Но проблема затопления все равно решена полностью не была.

Наводнение 1924 года в Ленинграде, продлившееся около шести часов, вода поднялась на 369 см выше ординара.

Наводнение 1924 года в Ленинграде, продлившееся около шести часов, вошло в историю как второй крупнейший удар стихии по городу, когда невская вода поднялась на 369 см выше ординара.

Екатерина II продолжила борьбу с затоплениями. В период ее правления построили два канала - Грибоедова и Обводный. Каналы должны были принять на себя излишки воды из Невы при угрозе затопления.

Наводнение 1824 года показало несостоятельность этих мер. Тогда уровень поднялся на 420 см. Только по официальным данным погибло более 500 человек. Многие утонувшие так и небыли найдены. Тела унесло отходящей водой в Финский залив. Это наводнение вошло в историю Санкт-Петербурга как самое большое и разрушительное.

Но, характерной чертой происходящих наводнений Санкт-Петербурга является относительно непродолжительный подъем уровня воды. Так в катастрофе 1824 года отметки уровня достигали максимальных значений в течении всего 2-х часов.

Наводнение 1824г. в Санкт-Петербурге

Наводнение 1824г. в Санкт-Петербурге.

Обрусевший французский инженер Пьер-Доминик Базен после трагедии продолжил проект защитного сооружения. Его дамба протянулась от северного до южного берега финского залива, проходя через систему островов, во главе которой стоит остров Котлин. По сути дамба Базена сродни современной постройке. Но на то время проект посчитали невыполнимым.

Дамба как комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Схема комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Обычно наводнения происходят в период сильных штормов, приходящихся на период с сентября по декабрь и сопровождаются обильными дождями и штормовыми ветрами. Этими факторами обусловлено большое количество жертв. Температура воды очень низка и ведет к быстрому переохлаждению попавшего в нее человека.

Инженер Базен Пьер-Доминик после наводнения 1824 года предложил проект строительства защитной дамбы.  Дамба Базена должна была протянуться с северного на южный берег Финского залива, через о. Котлин, и по сути была аналогична современной защитной дамбе. Но на тот период проект оказался слишком сложным, и от него решено было отказаться.

Возведение защитной дамбы началось лишь в СССР с 1979 года. Постановление о постройке приняли после разрушительного наводнения 1955 года. Вода тогда поднялась на 293 см.

Защитная дамба Санкт-Петербурга в длину 25,4 км и разделяется на северную и южную ветку о. Котлин.  На дамбе возвели шесть водопропускных шлюзов, четыре на севере и два на юге, и по одному судопропускному сооружению на каждой ветке.

Водопропускное сооружения дамбы

На дамбе построены шесть одинаковых водопропускных сооружений. Задача этих конструкций – пропускать объемы воду, набирающуюся в Финский залив из Невы, дальше в Балтийское море. В шлюзах предусмотрены рыбопропускные каналы, что дает возможность перемещаться рыбе из внутренних вод во внешние и обратно. В случае угрозы повышения уровня воды на шлюзах опускаются гидравлические затворы.

Шлюзы дамбы Финского залива

Шлюзы дамбы Финского залива

Опасность наводнения фиксируют на линии Хельсинки – Таллин. Волны, идущие с Балтики, на этом рубеже фактически не представляют опасности. Однако, продвигаясь дальше на восток Финского залива, нагонная волна попадает в «бутылочное горлышко» многократно усиливается, упираясь во встречное течение Невы. Со времени фиксации усиления волн на открытой воде до их подхода к дамбе проходит около 10 часов. За это время принимается решение о необходимости ее закрытия.

Закрытие дамбы приводит к остановке морского сообщения города и влечет большие затраты электроэнергии. Поэтому решение о закрытии дамбы принимается специальной комиссией.

Судопропускное сооружение С2 "Горбатый мост"

Судопропускное сооружение на северной дамбе "Горбатый мост"

На северном участке дамбы находится судопропускной узел, через который перекинут мост. Мост оснащен подъемными механизмами, что обеспечивает подъем центрального пролета на 9 метровНо в подъеме моста нет необходимостиМаршрут больших судов проходит через створ южной ветки. Под Горбатым мостом проходят относительно небольшие суда типа река-море, осадка которых не превышает 5,5 метров.

При возникновении угрозы опасного подъёма уровня воды проход  перекрывается затвором. Затвор находится  пазу, отлитом из бетона ниже уровня дна, а его вес превышает 2500 тонн.

Судопропускное сооружение С1

Судопропускное сооружение С1 является основными транспортными воротами Санкт-Петербурга. Для обеспечения проезда автотранспорта под фарватером на глубине 28 метров построен автомобильный тоннель. Его протяженность 1961 м.

Судопропускное сооружение С1

За перекрытие водного потока отвечают два гигантских затвора. Во время штатного дежурства затворы находятся на плаву в собственных доках. При опасности возникновения наводнения затворы перекрывают проход и затапливаются, надежно ложась на дно. Для обеспечения этой процедуры необходимо до 45 минут времени. За открытие и закрытие гигантских ворот отвечает специализированная железная дорога. Конструкция ворот остается работоспособной при нарастании льда до 50 см.  При становлении льда на акватории Финского залива угроза наводнений сходит на нет.



Поделиться:


Рекомендации к прочтению

Всё о ночной ловле со льда плотвы на Финском заливе
Всё о ночной ловле со льда плотвы на Финском заливе
Безопасность на зимней рыбалке
Безопасность на зимней рыбалке
Палатка для зимней рыбалки
Палатка для зимней рыбалки
Ловля плотвы зимой на Финском заливе
Ловля плотвы зимой на Финском заливе



Комментарии ()

    Политика конфиденциальности персональных данных.
    admin@da-fish.ru